Доступная среда
Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 24.11.1995 г.     N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) и инвалидов.
Основная задача деятельности школы в этом направлении это создание системы условий для обучения инвалидов и детей с ОВЗ, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества. В МБОУ «СОШ №1» создана и постоянно модернизируется образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. С обучающимися данных категорий работают социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги-организаторы, так же созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Специализированный учет лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится на этапах их поступления и обучения в школе.
В области реализации права на образование детей ОВЗ и детей-инвалидов  в  школе  созданы следующие условия для получения ими  образования:
  • реализуются адаптированные  образовательные программы начального общего и основного общего образования  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (Вариант 2.1., 5.1, 6.1, 6.2, 7.1,  8.1, 8.2). При реализации данных образовательных программ возможно использование дистанционных образовательных технологий;
  • прием детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на основании рекомендаций территориальной ПМПК;
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • МБОУ «СОШ№1» укомплектована квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность и деятельность, направленную на обеспечение освоения  адаптированных образовательных программ: учитель-дефектолог, учитель – логопед, педагог-психолог;
  • для обеспечения эффективной инклюзии детей с ОВЗ и детей-инвалидов с участниками образовательного процесса (учащимися, родителями (законными представителями) учащихся, педагогическим коллективом) - проводится информационно-просветительская работа, раскрывающая специфику работы с данной категории детей, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • педагоги, реализующие адаптированные образовательные программы регулярно, в соответствии с графиком,  проходят курсы повышения квалификации  по вопросам организации образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
 
Специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
  • о специально оборудованных учебных кабинетах
Все помещения школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В школе оборудованы 45 учебных кабинетов, в том числе:
14 кабинетов начальных классов,
5 кабинетов русского языка и литературы,
3 кабинета математики,
3 кабинета иностранного языка (1 кабинет с лингафонным оборудованием),
3 кабинета технологии (кабинет кулинарии и обслуживающего труда для девочек, столярные и слесарные мастерские для мальчиков),
1 кабинет информатики,
2 кабинета истории,
кабинеты  физики, химии, биологии, географии, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ, библиотека-медиатека, актовый зал, столовая, шахматная студия, кабинеты психолога, логопеда, социального педагога, медицинский кабинет, кабинет ЛФК, кабинет для занятий с детьми с ОВЗ, спортзал и стадион.
Специально оборудованными  для детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются кабинеты учителя-логопеда,  учителя-дефектолога, кабинет педагога-психолога, кабинет для занятий с детьми с ОВЗ, кабинет ЛФК.  В  данных кабинетах имеются необходимые учебно-методические пособия, дидактическое и техническое оборудование. Подробнее информация представлена в Приложении  >>
  • об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебно-лабораторные помещения школы оснащены необходимым оборудованием для проведения практических и лабораторных работ по:  химии; физике; географии; биологии; информатике (в том числе доступном для детей с ОВЗ и детей-инвалидов)
  • о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
Основной фонд библиотеки - это художественная, научно-популярная, методическая, справочная и учебная литература. Фонд учебной литературы ежегодно пополняется, все обучающиеся школы обеспечены необходимыми учебниками. Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей, доступ в библиотеку имеют, в том числе,  дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
Располагается библиотека на втором этаже и занимает изолированное помещение. Она оборудована книжными стеллажами, шкафами и полками, столами для читателей, стульями. Читальный зал совмещен с абонементом и рассчитан на 15 посадочных мест.
Библиотека оснащена компьютерами и принтером. Компьютеры подключены к сети Интернет. В библиотеке имеется возможность свободного доступа к сети Интернет обучающимся, в том числе инвалидам и детям с ОВЗ. При необходимости помощь в работе детям с ОВЗ и инвалидам оказывает педагог-библиотекарь.
Таким образом, в библиотеке для обучающихся и педагогов созданы условия для использования не только документов на традиционных носителях, но и Интернет – ресурсов.
  • об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «СОШ №1» оборудованы:
  • Спортивный зал;
  • Кабинет ЛФК;
  • Стадион;
  • Футбольное поле.
Спортивный зал  и кабинет ЛФК предназначены для проведения занятий по физической культуре  и адаптированной физкультуре.  В них имеется необходимое оборудование для занятий спортом, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов  (гимнастические скамейки, мягкие спортивные модули, шары, мячи, обручи, т.д.). Стадион и футбольное поле используется учащимися в теплое время года в рамках уроков физкультуры, прогулок, спортивных и игровых мероприятий на свежем воздухе.
  • о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В процессе организации образовательной деятельности в МБОУ «СОШ№1»  используется широкий спектр средств  обучения и воспитания, в том числе, используемых в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточные материалы и т.д в рамках УМК дисциплины).
  • Электронные образовательные ресурсы;
  • Аудиовизуальные средства (Аудиофайлы, электронные презентации, учебные фильмы и телепередачи, кинофрагменты, видеофильмы и т.д);
  • Наглядные, плоскостные и объемные демонстрационные материалы  (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • Учебные приборы (для работ по физике, биологии и т.д.);
  • Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, и т.п.)
  • Удобным инструментом для создания единого информационно - образовательного пространства школы и взаимодействия образовательного учреждения с родителями обучающихся является работа с электронным журналом, который действует в образовательном учреждении в течение нескольких лет.
Учащимся школы, обучающимся по адаптированным образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью предоставляются специальные учебники. Учащимся с ОВЗ по запросу при возникновении необходимости предоставляются специальные учебные пособия и дидактические материалы.
В школе организуются тренинги с детьми ОВЗ и инвалидами по следующим направлениям:
  • эффективная межличностная коммуникабельность обучающихся;
  • обучение навыкам самоконтроля;
  • развитие личностного самоконтроля с навыками противодействия давлению среды;
  • обучение эффективным формам поведения в стрессовых ситуациях;
  • повышение самооценки личности лиц с ОВЗ;
  • групповая психотерапия лиц с ОВЗ.
Психологическая помощь оказывается педагогом-психологом и включает в себя:
  • консультации детей с ОВЗ и инвалидностью с психологическими проблемами и их родителей (законных представителей);
  • организация классных часов и бесед воспитательной направленности.
  • об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Пути движения к МБОУ «СОШ№1» удобны и доступны для категории инвалидов (ОДА, с нарушениями слуха и зрения). Входная группа в здание школы для обеспечения доступности оборудована противоскользящим покрытием ступенек крыльца. На входной двери расположен звонок для вызова сотрудника школы. При необходимости сотрудник школы встречает ребенка у дверей при входе в школу и сопровождает его в гардероб.  Помещения 1 этажа доступны для всех категорий инвалидов. На первом этаже без перепада высот от уровня входа находится учебные аудитории. Обеспечена доступность путей движения. Учебные места аудиторий 1 этажа созданы с учетом подъезда и разворота кресла-коляски. Здание оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями.
  • об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «СОШ №1» созданы условия для организации горячего питания обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Столовая размещена на первом этаже. Организация питания обучающихся контролируется школой.
В школьной столовой имеется 1 обеденный зал общей площадью 151,8 кв. м на 210 посадочных мест. Пищеблок столовой оснащен холодильным оборудованием, электроплитами, жарочным и пекарским шкафами, варочным котлом, тестомесом, протирочной машиной,  электромясорубкой, производственными столами, посудомоечной машиной, расстоечными стеллажами и раздаточной линией.
Летом 2016 года помещение столовой было отремонтировано.
Обучающиеся школы, в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ обеспечиваются горячим питанием в дни учебных занятий.
Дети с ОВЗ питаются бесплатно 2 раза (горячий завтрак, обед).
  • о специальных условиях охраны здоровья
В школе ведется беспрерывная работа по сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся, защите их от перегрузок. Эта работа включает в себя организацию медицинского обслуживания, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, организации медико-психолого-социального сопровождения учебного процесса.
Профилактическую работу и диагностику здоровья учащихся МБОУ «СОШ №1» оказывает краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения “Бородинская городская больница” .
В школе имеется, расположенный на первом этаже, медицинский кабинет. Кабинет оснащен современным оборудованием: кушетка, медицинский столик, 2 холодильника, таблица для определения остроты зрения, тонометр, инфракрасный термометр, носилки, медицинские шкафы для медикаментов, хранения спецодежды и инвентаря, мелкий медицинский инструментарий, ростомер, 2 письменных стола.  Для обеззараживания воздуха имеется 16 бактерицидных облучателей. Также имеется раковина с подводкой холодной и горячей воды, дозатор для дезинфицирующих средств, нагреватель воды. Лекарственное обеспечение медицинского кабинета осуществляется в соответствии с нормативными документами.
Медицинский работник отслеживает уровень заболеваемости обучающихся, осуществляет контроль санитарного состояния ОУ, теплового режима и режима питания, проводит профилактические мероприятия, в том числе по профилактике гриппа и ОРВИ, кишечных инфекций.
В школе созданы все условия для безопасного пребывания детей в течение учебного дня: круглосуточная охрана помещений и территории, система видеонаблюдения, тревожная кнопка сигнализации (КТС) для оповещения. Пожарная сигнализация, система громкоговорящей связи и автоматического оповещения в случае пожара находится в исправленном рабочем состоянии.
  • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ «СОШ №1» разработан и активно функционирует сайт учреждения, на котором размещены документы, касающиеся организации образовательного процесса, документы, регламентирующие работу школы, учредительные документы. Сайт адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) в виде  функции, позволяющей увеличить текст на любой странице сайта.
Для обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ОВЗ и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в библиотеке, компьютерных кабинетах (с 09:00 до 17:00 выходной – воскресенье).
  • об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ ко всем электронным образовательным ресурсам, которые расположены в медиатеке школы.
  • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и дети с ОВЗ, возможно применение звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств, оргтехники, слайд-проекторов и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.
Имеются учебники на электронных носителях. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов и детей с ОВЗ установливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
  • общежитие и интернат в МБОУ «СОШ №1» не предоставляются